Планируемые изменения в законодательстве
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Новеллы и перспективы их применения.
Докладчик: Аистов Денис, сотрудник отдела организации административных расследований Уральской оперативной таможни
Доклад к вебинару 24.12.2020
Добрый день, уважаемые коллеги!
Меня зовут Аистов Денис, я сотрудник отдела организации административных расследований Уральской оперативной таможни и сегодня мы проведем вебинар на тему «Планируемые изменения в законодательстве Российской Федерации об административных правонарушениях. Новеллы и перспективы их применения».
Прежде чем говорить об изменениях в законодательстве об административных правонарушениях, принятие и вступление в силу которых планируется в 2021 году, хотелось бы дать краткую характеристику изменений, произошедших в 2020 году применительно к составам, отнесенным к компетенции таможенных органов.
В 2020 году существенные изменения внесены в ст. 15.25 КоАП России, предусматривающую административную ответственность за нарушение валютного законодательства Российской Федерации.
С 12 апреля 2020 года вступили в силу изменения (Федеральный закон от Федеральный закон от 01.04.2020 № 72-ФЗ), предусматривающие возможность применения наказания как в виде административного штрафа, так и в виде предупреждения за невыполнение обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары (ч. 4 ст. 15.25 КоАП России) либо за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию товары (ч. 5 ст. 15.25 КоАП России). (Слайд №2)
Также с 12 апреля 2020 года введена в действие ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП России, предусматривающая административную ответственность за нарушение обязанности по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, на сумму более 100 миллионов рублей. Таможенные органы входят в число органов государственной власти, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях по данному составу, дела по данным нарушениям рассматривает суд.
С 31 июля 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 20.07.2020 № 218-ФЗ, вносящий следующие изменения в ст. 15.25 КоАП России (Слайд № 3):
- введена ответственность за невыполнение обязательств по внешнеторговым сделкам, не связанным с репатриацией денег, если на такие сделки распространяется действие валютного законодательства (части 4.2, 4.3 ст. 15.25 КоАП России);
- существенно снижены штрафы за невыполнение обязанности по репатриации денежных средств для участников ВЭД, за исключением случаев, когда сумма по валютным операциям превышает 100 миллионов рублей (если до внесения изменений сумма штрафа по ч. 4, 5 ст. 15.25 КоАП России в случае не поступления денежных средств составляла от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках, то с 31.07.2020 – от 3 до 10 процентов суммы денежных средств в валюте Российской Федерации или от 5 до 30 процентов суммы денежных средств в иностранной валюте);
- административно наказуемым стало непредоставление в банк отчетности, документов и информации по валютным операциям более чем на 90 дней после установленного срока (ч. 6.3-1 ст. 15.25 КоАП России);
- исключена ответственность за незаконные валютные операции по внешнеторговым сделкам, совершенные с использованием иностранных счетов, при условии, что денежные средства перечислены на счет в российском банке не позднее 45 дней с момента их зачисления на иностранный счет. Если в указанный срок перечислена только часть денег, ответственность исключается только в отношении этой части (примечание 7 к ст. 15.25 КоАП России);
- в соответствии с примечанием 8 к ст. 15.25 КоАП России исключена ответственность за невыполнение обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары (ч. 4 ст. 15.25 КоАП России) по внешнеторговым сделкам, сумма которых не превышает 200 тыс. руб. (или эквивалент в иностранной валюте);
- исключена ответственность за неисполнение обязательств по внешнеторговым сделкам (в том числе за неисполнение обязанности по репатриации денег), если соответствующие обязательства были исполнены не позднее 45 дней с момента совершения соответствующего нарушения (примечание 9 к ст. 15.25 КоАП России).
Таковы основные изменения, произошедшие в 2020 году, в части касающейся производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов.
Теперь обратимся к тем изменениям, которые ожидаются в законодательстве об административных правонарушениях в 2021 году.
30 января 2020 года Министерство юстиции Российской Федерации опубликовало на своем сайте для общественного обсуждения проекты Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП России) и Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – ПКоАП России).
Как следует из пояснительных записок к данным проектам, их разработка направлена на совершенствование правового регулирования отношений в сфере производства по делам об административных правонарушениях, обеспечение баланса прав и законных интересов участников производства по делам об административных правонарушениях.
С учетом замечаний, поступивших в ходе публичного обсуждения, Министерство юстиции Российской Федерации разработало вторые варианты проектов КоАП России и ПКоАП России, которые также были опубликованы на официальном сайте ведомства соответственно 29 мая и 16 июня 2020 года.
В настоящее время продолжается процедура публичного обсуждения проектов данных нормативно – правовых актов, что вызвано высоким уровнем их регуляторного воздействия на практически все виды общественных отношений.
Хотя вступление в силу нового КоАП России и ПКоАП России планировалось с 1 января 2021 года, по состоянию на 21 декабря 2020 года в Государственную Думу Российской Федерации данные законопроекты не внесены.
Тем не менее, уже можно охарактеризовать основные изменения, которые содержаться в данных проектах.
Необходимо отметить, что проект КоАП России не изменяет таких базовых положений как понятие административного правонарушения (ст. 2.1 проекта КоАП России), виды административных наказаний (ст. 3.2 проекта КоАП России).
К числу основных нововведений, предусмотренных Общей частью КоАП России можно отнести следующие:
1) введение понятие грубого административного правонарушения (всего 15 критериев, при наличии которых административное правонарушение относится к числу грубых, например, административные правонарушения в сфере оборота оружия; административные правонарушения, совершение которых создало угрозу причинения или причинило вред жизни и здоровью людей и т.д., содержатся в ст. 2.3 проекта КоАП России);
2) законодательное закрепление (ст. 2.5 проекта КоАП России) таких понятий как:
3) выделение (ст. 2.10 проекта КоАП России) индивидуальных предпринимателей в качестве самостоятельного субъекта административной ответственности (в настоящее время по общему правилу несут ответственность как должностные лица, а по отдельным составам, например, по главе 16, ст. 19.7.13 КоАП России, как юридические лица);
4) введение (ст. 2.11 проекта КоАП России) положения о том, что одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение не допускается, за исключением случаев, когда санкцией статьи (части статьи) предусмотрены различные виды административных наказаний для юридического лица и его должностного лица, либо когда одно из указанных лиц подлежит освобождению от административного наказания (в настоящее время назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, ст. 2.1 КоАП России);
5) установлены четкие правила определения размера административного штрафа (ст. 2.11 проекта КоАП России), так при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается в размере половины суммы максимального и минимального размеров административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения; затем данная сумма может быть увеличена либо уменьшена в зависимости от наличия смягчающих и (или) отягчающих обстоятельств.
Что касается сроков привлечения к административной ответственности, то общий срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год, при этом по ряду категорий правонарушений, например, по делам о нарушении права ЕАЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, валютного законодательства Российской Федерации, данный срок составляет два года, как и в действующей редакции КоАП России (ст. 3.31 проекта КоАП России).
Говоря о том, какие административные правонарушения проект нового КоАП России относит к компетенции таможенных органов, необходимо отметить, что объем полномочий таможенных органов в области привлечения к административной ответственности практически не изменился. Перечень составов административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов, содержится в ст. 44.16 проекта КоАП России.
Основной сферой компетенции таможенных органов являются административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), приведенные в главе 32 проекта КоАП России, содержание которой в целом соответствует ныне действующей главе 16 КоАП России.
К числу основных отличий данных глав проекта и действующей редакции КоАП России можно отнести следующие:
Применительно к ответственности за нарушение валютного законодательства, необходимо отметить, что если в настоящее время она сконцентрирована в статье 15.25 КоАП России, то в проекте КоАП России данному вопросу отведено несколько статей в главе 31, а именно:
В проекте КоАП России к компетенции таможенных органов отнесено также возбуждение дел об административных правонарушениях по фактам непредставления в установленный срок в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров (ч. 8 ст. 35.3 проекта КоАП России) либо представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения (ч. 9 ст. 35.3 проекта КоАП России).
Данные составы аналогичны ныне действующей ст. 19.7.13 КоАП России.
Таким образом, проект нового КоАП России не предполагает ни расширения, ни сужения полномочий таможенных органов в сфере привлечения к административной ответственности.
Действующий в настоящее время КоАП России содержит в себе и материальные, и процессуальные нормы.
В будущем предполагается оставить в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях только материальные нормы права, процессуальные же положения будут сосредоточены в Процессуальном кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальные нормы, содержащиеся в проекте ПКоАП России, в целом соответствуют процессуальным нормам действующего КоАП России.
К числу основных новелл, касающихся процессуальных вопросов производства по делам об административных правонарушениях необходимо отнести следующее: (Слайд № 9)
Подводя итог, необходимо отметить, что проекты и КоАП России, и ПКоАП России, с одной стороны, базируются на действующей редакции КоАП России, с другой - вводят целый ряд новых положений (например, введение института реабилитации).
В тоже время окончательные редакции данных законопроектов не сформированы, продолжается их публичное обсуждение, в связи с чем, возможно как включение в них новых положений, так и исключение или существенная корректировка норм, уже включенных в проекты КоАП России и ПКоАП России.
Благодарю за внимание!
Источник: ФТС России, доклад и презентация к вебинару